"Наблюдение за одуванчиком"
Составитель:
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ д/с № 8 «Аленький цветочек»
Кибалова Лариса Михайловна
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Форма проведения: групповая.
Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникации», «Социализация».
Цели и задачи:
«Познание»
· формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по теме «Цветы»;
· развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект наблюдения;
· расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке.
«Здоровье»
· формировать умение сохранять здоровье с помощью лекарственных цветов.
«Безопасность»
· воспитывать желание беречь и защищать природу.
«Коммуникация»
· формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;
· обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семя, одуванчик, парашют, стебель, солнце.
· формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
«Социализация»
· формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.
Оборудование:
Картинки с изображением одуванчика.
Модель логической цепочки.
Сундук, письмо, веночки из одуванчиков.
Круги желтого цвета.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за одуванчиками.
2. Разучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, мы получили Письмо от Лесовичка. (читает письмо).
Лесовичок приглашает нас на весеннюю полянку, там нас ждет сюрприз.
Воспитатель: Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, ее время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Отгадайте загадку:
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
Воспитатель: Что это? Правильно -это одуванчик. Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
Дети: Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»
Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик».
Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, одуванчик.
Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.
Эрик: «Уронило солнце лучик золотой»
Воспитатель: Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ картинки).
Воспитатель: Как называется этот цветок? Из каких частей состоит это растение? Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель? Цветок?
Воспитатель: Где растет цветок? Поэтому как его называют?
Воспитатель: Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
Воспитатель: Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»
Воспитатель: Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит. (Дети находят взглядом желтые круги - «солнце» в соответствии с текстом).
Воспитатель: В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху. К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает.
С чем можно сравнить одуванчик?
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Тимур:
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Логическая цепочка «Последовательные картинки»
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
Настя Д:
В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.
Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.
Воспитатель: Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
Воспитатель: А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Об этом рассказывается в стихотворении «Цветок». Послушайте:
Давид:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу постоял.
(В. Викторов)
Воспитатель: Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
Аделина: «Если я сорву цветок»
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Одуванчик вырос на поляне,
Соединить руки, изображая «бутон».
Утром весенним раскрыл лепестки
Раскрыть руки, разжать пальцы.
Всем лепесткам красоту и питание
В ритм словам раздвигать и соединять пальцы.
Дружно дают под землей корешки!
Соединить руки тыльными сторонами,
пошевелить пальчиками – «корешками».
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
Плотно сжать переплетенные пальцы.
Тихо засыпают, головки опускают.
Положить руки на колени.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот и наш сюрприз. (дети находят сундук и достают сюрприз - веночки из одуванчиков).
Хоровод «Цветы»
Рефлексия:
Где мы были?
Что нового узнали