Кибалова Лариса Михайловна

Консультация для воспитателей Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Цель работы по экспериментированию: развитие познавательного интереса и исследовательской активности у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Чтобы обучение было интересным и увлекательным для детей, необходимы условия.

Условия развития интереса.

Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности:

· Создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данной деятельности у детей;

· Создание положительного отношения к предмету (дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно) и к деятельности — перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие;

· Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности;

· Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Условия организации развития интереса ребенка заключены в следующем:

— повертеть в руках и «вывести закон»;

— опора на предыдущий опыт ребёнка;

— интегрированное обучение;

— работа в малых группах;

— активные формы обучения;

— поддержка положительных эмоций;

— развитие интеллекта;

— предоставление возможности порадоваться открытию.

Исследовательское обучение предполагает:

— ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

— предлагает возможные решения;

— проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

— делает выводы в соответствии с результатами проверки;

— применяет выводы к новым данным; делает обобщение.

Роль педагога в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

При правильном педагогическом подходе интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Анализируя выше сказанное, я сделала выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: потребность, мотивы, предмет деятельности, средства осуществления познавательной деятельности (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является поисково — практическая деятельность, несущая познавательную функцию.

Организация развивающего пространства.

Для осуществления экспериментальной деятельности необходим центр активности, в котором было бы собрано множество материалов для детей с целью их исследования.

В процессе экспериментальных действий дети преобразуют объекты с целью выявить скрытые и существенные связи с явлениями природы. В среде, в которой педагоги помогают детям размышлять над своими действиями и только способствуют их обучению в избранной области, и не руководят этим обучением, дети быстрее начинают демонстрировать позитивное поведение.

Подбор материалов для использования в центре экспериментальной активности — это непрерывный процесс, к которому необходимо привлечь детей и их родителей. Нужно  заинтересовать родителей и привлечь их к работе в центрах активности, выполнять функции экспертов в отношении собственных детей и активно участвовать в жизни группы. В информационном стенде регулярно необходимо обновлять страничку например,  «Удивление — путь к познанию».

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и, вместе с тем, принципиально различных линий психического развития дошкольника:

-развитие личности и психического развития;

-интересные материалы для работы и игры, чтобы подтолкнуть детей к постановке вопросов в ходе манипулирования материалами и начать поиск ответов на эти вопросы.

Организация экспериментальной деятельности.

В ходе работы нужно выделить для себя основные правила организации экспериментальной деятельности:

1. Осуществлять творческий подход к работе.

2. Избегать прямых инструкций, учить детей действовать самостоятельно.

3. Не делать за детей то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний:

— прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

— формировать навыки самостоятельного решения проблем;

— обучать анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.

Столкнувшись с новым видом материалов, дети обычно проходят три

предсказуемые стадии:

Стадия экспериментирования, продолжительность которой зависит от возраста, способности и предыдущего опыта детей.

Введение новых слов необходимого словаря, связанного с новыми материалами. Словарь лучше вводить в то время, пока новые материалы актуально используются. В ходе беседы задаю вопросы: «Что ты можешь сказать об этом?», «какие варианты тут можно ещё попробовать?» и т.п. Затем внимательно выслушиваю предлагаемые детьми творческие соображения, помогаю с помощью новых слов высказать рассуждения, описать материалы. Предлагаю родителям почитать детям литературу по теме.

 Обозначение проблемы — обычно это вопрос, который возникает во время обсуждения. Здесь моя задача состоит в том, чтобы мотивировать ребёнка к рассуждению, нахождению решений и ответов.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Целенаправленное педагогическое воздействие, планирование работы возможно только в случае периодического трехуровневого отслеживания достигнутых результатов

· начало года — сентябрь,

· промежуточная диагностика — январь,

· контрольная диагностика — апрель.

Предмет диагностики:

1.наблюдательность,

2. обследовательские умения,

3. способность к символизации,

4.способность к обобщению,

5.способность к целеполаганию.

Критерии оценки:

наблюдательность — границы восприятия детей значительно увеличились, расширились, различение признаков стало более дифференцированным, объемным;

 обследовательские умения — дети получили больше представлений о предмете, обследуя его;

обобщение — у детей сформировалось не только достаточно четкое представление о некоторых признаках предмета, но и умения объединять группы предметов со сходными признаками. Важная сторона умения действовать не только по указанию взрослого, но и самостоятельно;

способность к символизации дети научились заменять один предмет другим, реальным или воображаемым;

целеполагание — дети научились ставить перед собой цель, определять последовательность и результативность действий

В результате диагностики можно сделать выводы: что дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к экспериментальной деятельности, которая даёт простор для развития творческого, критического мышления, речи ребёнка, расширяет его кругозор, создавая условия для активного изучения самой разной тематики.

Заключение

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в осно­ве возникновения и развития неистощимой деятельности, направленной на познание окружающего мира. В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интен­сивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информа­ции получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он разви­вается. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от лю­бой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределен­ностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, прояс­няется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, вхо­дящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, под­вижны и носят пробный характер.

Организация экспериментальной деятельности — это мощный стимул в развитии детей и совершенствовании педагогического мастерства.

 

15 января 2016 в 09:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.